Выбирая название для нашего фестиваля, мы обратились к календарю японских праздников. Наболее значимым в августе является Бон или О-Бон - японский фестиваль поминовения предков.
Немного про сам фестивальСчитается, что в это время года души предков возвращаются к живым и посещают своих родных. Нередко его называют Праздником Фонарей, потому что с наступлением темноты японцы вывешивают фонарики, дабы души усопших могли найти дорогу домой. В буддийских храмах в это время происходит чтение священных книг, родственники кладут свои подношения к алтарям. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец — бон одори — призванный успокоить души предков. Закрывается праздник торжественным торо нагаси — красочные бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в царство мертвых.
Традиционная дата празднования Обона — пятнадцатый день седьмого месяца, согласно лунному календарю, и после перехода Японии к григорианскому календарю, некоторые люди начали праздновать его по новой дате, некоторые по старой (в августе), которая ближе к традиционной. В последнее время вместе со спадом соблюдения религий, стала преобладать августовская дата. Кроме того, на это время приходится метеоритный дождь, который как нельзя лучше ассоциируется с душами умерших. Также Обон продолжают праздновать по лунному календарю, дата при этом разная каждый год. В зависимости от места может преобладать тот или иной вариант.Бон одори (яп. 盆踊り?) — танец исполняемый во время празднования Обон и символизирует выражения благодарности предкам.
Немного про Бон одориТанец берет начало из история про Мокурэна, ученика Будды, который использовал свои сверхспособности чтобы приглядывать за своей умершей матерью. Он обнаружил, что она попала в Мир голодных духов и сильно страдала. Взволнованный он пошел к Будде и спросил как он мог бы вызволить свою мать из той реальности. Будда посоветовал ему сделать приношения множеству священников, которые вернулись из летнего уединения, на пятнадцатый день седьмого месяца. Ученик сделал это и его мать была освобождена. Он также стал замечать её прошлую бескорыстность и жертвы на которые она пошла для него. Ученик от счастья, что его мать свободна, и в благодарность за её доброту стал танцевать. От этого танца и пошел Бон одори, танец памяти предков и благодарность за их жертвы.
Каждый регион Японии имеет собственную музыку и движения. Музыкой могут быть песнопения, имеющие отношения к общению с духами или к местному фольклору. В следствие этого бон одори может существенно различаться в зависимости от места проведения. Северная часть Японии, Хоккайдо, известна своей песнью Соран буси. Песнь Токё Ондо происходит от Токио (яп. 東京 то:кё:?). Токисима на Сикоку известна за танец ава одори (танец дураков) и далеко на юге, на Кагосиме, поют охара буси.
Типичный бон одори представляет из себя хоровод вокруг высокой деревянной постройки ягура, возведенной специально для праздника. Ягура так же служит помостом для музыкантов и певцов. Танцоры могут двигаться как по, так и против часовой стрелки вокруг ягура. В некоторых танцах направление может меняться, хотя обычно оно постоянно. Время от времени, танцоры перестают кружить и двигаются к и от ягура.
Также некоторые танцы, как охара буси и ава одори, проводятся в виде процессии по улицам города.
Танец отдельного региона может изображать историю данного региона и его специализацию. Например, движения танца танко буси (песня добычи угля) старой шахты Микэ на Кюсю демонстрируют движения шахтёров добывающих уголь (копание, погрузка, развешивание фонарей…). Все танцоры исполняют эти движения в унисон.
Так же во время танца могут использоваться специальные предметы: веера, полотенца тэнугуи, деревянные трещотки кати-кати. Например ханагаса одори префектуры Ямагата исполняется с украшенной цветами соломенной шляпой.
Музыка может не ограничиваться фольклорной музыкой. Некоторые современные энка (японские баллады) и мелодии с ритмом для марша также используются для Бон одори, например покэмон ондо, завершающая серии популярного в Японии аниме Покемон.
Традиция бон одори была заложена в конце периода Муромати как публичное развлечение. Со временем изначальная религиозность танца спала и он стал просто яссоциироваться с летом. (с)Также нас заинтересовало упоминание об Ава Одори, и вот что мы нашли:
Этот фестиваль становится всё более и более популярным по всей Японии. Танец Ава более энергичен, чем другие стили японского танца, так что этот фестиваль может с определённой долей уверенности претендовать на звание ответа Японии на карнавал в Рио-до-Жанейро. Танцоры участвуют в командах из нескольких десятков человек, называемых «рэн» («ren»; в последние годы таких команд насчитывалось более 800). В отличие от других японских танцев, связанных с летним фестивалем О-Бон, танец Ава требует от танцоров держать их руки выше плеч. Во время фестиваля поётся шутливая песенка: «Дурак тот, кто танцует, и дурак тот, кто смотрит. А раз оба дураки, тогда все танцуют!».
(с)Немного фотографий с Ава Одори вы найдете здесь)Естественно, что называть фестиваль "Танцем Дураков" или привязывать его к поминовению предков нам не хотелось, а потому поисковик в очередной раз был озадачен запросом, но на этот раз просто "одори". Была найдена статья про танцы гейш. У них тоже, оказывается, проводятся свои одори, заслуживающие отдельного внимания. Если вам интересно, то почитать об этом вы можете
здесь.
Таким образом, мы убедились, что танцы в Японии - дело очень распространенное, а потому решили не привязываться ни к какому конкретному танцевальному фестивалю, а взять главное и общее для всех - сам танец, Од
ори.
Зеркало на форуме